Безопасность в школе: как её обеспечить

В последние три года в российских школах произошло несколько вооружённых нападений — в Перми, Керчи, Казани. Каждый раз власти предпринимают меры по предотвращению подобных инцидентов, но не всегда успешно. Давайте разберёмся, как администрация, учителя и родители могут обеспечить безопасность в школе.

Организация антикризисных групп

  • уведомлять всю команду о происшествии;
  • контролировать распространение информации в школе, чтобы избежать паники;
  • обеспечивать первую помощь;
  • организовывать эвакуацию и транспортировку;
  • проводить индивидуальное и групповое консультирование.

В рекомендациях указано назначать по два-три человека для каждой из этих задач.

Работа с учениками и учителями

Инструктажи по безопасности. Ученики и учителя должны чётко понимать, что делать в чрезвычайных ситуациях. Для этого важно регулярно ознакомлять их с планами эвакуации, обучать правилам оказания первой медицинской помощи и навыкам управления паникой. Важно не только проводить лекции, но и отрабатывать эти навыки на практике.

Психологическая диагностика. Иногда злоумышленниками становятся ученики с поведенческими и психическими проблемами. Психологи могут не успеть заметить, когда их состояние из хронического переходит в острое, из-за недостатка времени на массовую и точечную психологическую диагностику. Если школа не может позволить себе нанять ещё одного психолога, следует заключить договор с местным психологическим центром. Важно, чтобы специалисты разработали программу диагностики: как они будут работать со всеми учениками, как выявят тех, кому нужна помощь, и как будут её оказывать.

Не менее важно проводить психологическую диагностику учителей — если учитель, например, «выгорел», агрессивен или апатичен, он вряд ли сможет оперативно помочь ученикам в экстренной ситуации. Поэтому нужно обучить его справляться с собственным состоянием.

Работа с тревожностью и острыми состояниями. После нападений на школы многие ученики по всей России могут чувствовать себя неспокойно, бояться ходить на занятия. Важно предоставить детям возможность выразить свои чувства, возможно, через специальные консультации с психологом или социальным педагогом. Можно выбрать любую форму выражения эмоций — написать сочинение, провести классный час и обсудить не только вопросы безопасности, но и страх и злость, возникающие у детей от чувства беспомощности.

Технические аспекты обеспечения безопасности в школе

Договор с охранным предприятием. Согласно СМИ, в казанской школе не был заключён договор с частным охранным предприятием, школу обслуживала муниципальная охранная организация. Это не означает, что всем школам нужно заключать договор с ЧОП. Иногда достаточно, чтобы охранник был бдительным и наблюдательным, а не только сильным и умеющим стрелять. Важно обсудить эту ситуацию на родительском собрании, взвесить все «за» и «против» и заключить договор, который будет устраивать всех.

Пропускная система. Школа устанавливает рамки и другие пропускные системы для обеспечения безопасности учеников. Это не только право, но и законная обязанность администрации. Однако охранники со временем привыкают к сигналам рамок и перестают просить школьников выкладывать металлические предметы, что снижает эффективность рамок. Это не значит, что нужно убирать пропускную систему — нужно убеждать охранников быть внимательными. Если им это не удаётся, следует сократить продолжительность смены для охранников, чтобы они не успевали устать и не теряли концентрацию.

Системы видеонаблюдения. При установке камер необходимо учитывать, кто будет контролировать записи и соблюдение юридических аспектов хранения и распространения видеоматериалов. Важно разместить камеры так, чтобы охранник мог оперативно реагировать на происходящее. В противном случае камеры будут бесполезны, так как некому будет следить за происходящим. Как правильно юридически оформить использование видеокамер, вы можете узнать из нашего материала.

Действия при вооружённом нападении на школу

В США, где массовые расстрелы происходят регулярно, существуют чёткие инструкции. Вот их основные пункты.

  1. Эвакуация. Если эвакуационный выход открыт и доступен, постарайтесь покинуть территорию, где началась стрельба. Это самый безопасный вариант.
  2. Продумайте маршрут эвакуации заранее
  3. Эвакуируйтесь, даже если другие не хотят идти с вами
  4. Оставьте свои вещи
  5. Помогите другим, если это возможно
  6. Не позволяйте людям идти в сторону стрельбы
  7. Держите руки на виду
  8. Следуйте инструкциям полиции
  9. Не пытайтесь перемещать раненых
  10. Позвоните в службу спасения, когда будете в безопасности
  11. Сохраняйте спокойствие и выполняйте указания полиции
  12. Не держите в руках ничего, никаких сумок или курток. Поднимите руки и разведите пальцы.
  13. Всегда держите руки на виду
  14. Избегайте резких движений в сторону полицейских

Что не следует делать?

Противодействовать стрелку. Только в крайнем случае, если ваша жизнь в непосредственной опасности. Если вы начали борьбу со стрелком, действуйте максимально агрессивно, используйте любые предметы как оружие, кричите и не останавливайтесь.

Поделитесь этой информацией с теми, кто работает с детьми

Советуем прочитать:  Можно ли и как расторгнуть кредитный договор

Как защитить ребенка в школе: практическое руководство

Современная школа иногда напоминает поле боя. Родители узнают о том, что происходит в школе, в основном от своих детей, иногда — от учителей или других родителей. Какую стратегию выбрать, чтобы защитить своего ребёнка в разных ситуациях? Разберём это подробно.

Ситуация №1: Буллинг

Вашего ребёнка обижают, оскорбляют, дразнят, бойкотируют, ущемляют или бьют? Это всё называется буллингом. Буллингу подвергаются не только слабые дети-интроверты, которые не могут дать отпор, но и любые дети.

Зачинщикам буллинга не нужны особые причины для нападок, поэтому жертвой может стать любой ребёнок.

Как защитить своего ребёнка от буллинга? Вот несколько рекомендаций:

— Непременно вмешайтесь. Редкий ребёнок справится с этим без помощи взрослых. В отличие от конфликта, который может быть полезен, буллинг приносит только стресс и тревожность;

— Не пытайтесь сразу вытянуть из ребёнка подробности. Ему может быть больно говорить об этом. Попросите его написать о своих переживаниях или посмотрите вместе тематические фильмы для повышения доверия. Поддержите его, дайте понять, что вы всегда готовы помочь и остановить травлю;

— Учите ребёнка фиксировать нарушения. Пусть он делает скриншоты угрожающих сообщений, записывает слова обидчиков на диктофон, делает фотографии. Соберите доказательства и предъявите их классному руководителю, завучу, социальному педагогу или директору. Школа обязана обеспечить безопасность вашего ребёнка, это их ответственность.

— Убеждения не помогают? В таком случае вместе с доказательствами обращайтесь в полицию. Если от действий обидчиков страдает не только ваш ребёнок, можно составить коллективное заявление;

— Не говорите ребёнку давать сдачи. Такое поведение может разозлить обидчиков. Вместо этого, попросите его игнорировать нарушителей, убегать в опасных ситуациях, сохранять спокойствие и глубоко дышать. Также учите его говорить «нет», «нельзя», «мне не нравится», «я не хочу» и всегда сообщать взрослым (педагогам, родителям), если его обижают.

Если травля зашла слишком далеко, первый способ защитить ребёнка — перевести его на домашнее обучение или сменить школу. Безопасность детей должна быть в приоритете!

Ситуация №2: Конфликты с учителем

Конфликты с учителями, кажется, стали неотъемлемой частью учебного процесса в современной школе. Причин для них множество: внешний вид ребёнка, его способности, успеваемость, поведение, увлечения… Иногда педагоги конфликтуют с детьми по личным причинам.

Родителям важно не оставлять конфликты, которые негативно влияют на ребёнка: развивают фобии, приводят к стрессу и тревоге, бессоннице, паническим атакам, нервозности и снижению успеваемости, без внимания.

Как защитить ребёнка от учительского произвола? Следующие рекомендации помогут:

— Первое, что нужно помнить родителям, — педагог не имеет права оскорблять ребёнка и наказывать его физически. Если вы узнали о подобном поведении учителя, назначьте встречу с директором школы для обсуждения вопроса;

— Если ваши обращения не влияют на директора, отправьте заявление на портале Министерства образования;

— Разузнайте у других родителей, не сталкивались ли они с похожими проблемами с данным педагогом. Иногда недовольных может быть много. В этом случае можно составить коллективное заявление и попросить сменить учителя;

— Учите ребёнка собирать доказательства. Если он утверждает, что учитель его постоянно оскорбляет и унижает, попросите его воспользоваться видеозаписью или диктофоном. Хотя в суде такие записи не будут являться доказательством, они покажут, что ребёнок не врёт и не преувеличивает.

Родителям важно с младшего школьного возраста рассказывать детям об их правах. В частности, о том, что физическое воздействие и оскорбления недопустимы, в том числе со стороны преподавателя. Следует объяснять, что не стоит отвечать на слова или действия учителя тем же. Главное — оставаться корректным и сообщить о случившемся родителям.

Ситуация №5: Порча школьного имущества

От непредвиденных ситуаций не застрахован никто, особенно школьники. Сколько раз мы сами были свидетелями разбитых стёкол, поломанных стульев, порванных географических карт… Случиться может что угодно! Иногда учителя обвиняют детей и заставляют их родителей выплачивать ущерб. Правильно ли это и что делать?

Сначала родителям следует узнать обстоятельства ситуации. Если в спортзале окна не закрыты сетками или решётками, а ребёнок мячом разбил окно, то виновата школа. Если же ребёнок целенаправленно бросил мяч в окно, несмотря на надзор педагога и его просьбу не играть с мячом в школьном коридоре, то виноват сам ребёнок.

Ребёнок будет нести ответственность, если изрисует парту или вырвет страницу из учебника. Однако не его вина, если в уборной треснет плохо закреплённая раковина.

Что же делать родителям? В первую очередь, требовать доказательств вины ребёнка (фотографии, видеозаписи, независимые свидетели, видео с камеры). Если у школы их нет, то ни о каком возмещении ущерба не может быть и речи.

Советуем прочитать:  Создайте чертежи своей квартиры

Ситуация №6: Гендерное неравенство

«Девочки сегодня моют полы, а мальчики могут идти домой!» Как бороться со школьным гендерным неравенством?

Попробуйте решить проблему мирным диалогом с учителем. Предложите педагогу пересмотреть свои подходы. Объясните, что неправильно разделять детей по половому признаку, накладывая на одних больше ответственности и обязанностей, чем на других. Не помогло? В таком случае обратитесь к вышестоящим органам, начав со школьной администрации, а затем — в управление образования.

Школа примирения: Как правильно защищать ребёнка в конфликтных ситуациях

Что делать родителям, если конфликты случаются регулярно или ребёнок стал жертвой травли?

Если взрослые не справляются

Мать третьеклассника из одной из новосибирских школ подала заявление в полицию: её сына систематически избивают и травят несколько одноклассников на протяжении двух лет. По её словам, классный руководитель не может справиться с ситуацией — проводит беседы с детьми, но унижения и избиения возобновляются. Комиссия по делам несовершеннолетних возбудила дело о побоях и начала проверку в школе.

Чаще всего жертвой агрессии и унижений становится ребёнок, отличающийся от других или замкнутый, не умеющий общаться со сверстниками. Зачастую в травлю вовлекаются родители. Если у родителей конфликт с другими родителями или учителями, то их ребёнок тоже может оказаться жертвой травли. Иногда школьную «дедовщину» поддерживает учитель.

«Если учитель не может справиться с классом — например, когда среди родителей много «влиятельных» или просто громогласных, умеющих добиваться своего, — и боится управлять детьми, то в классе может появиться лидер, который будет устанавливать свои порядки, — объясняет старший научный сотрудник Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук Кирилл Хломов. — Учитель будет поддерживать такой порядок. При этом ребёнку, которого травят, будут внушать, что он сам виноват, провоцирует агрессию. Вместо решения проблемы, взрослые начнут искать оправдания и алиби для сложившейся ситуации».

Жертвы и свидетели

Эксперты предупреждают: нельзя бездействовать, ожидая, что дети сами разберутся. У них недостаточно опыта для самостоятельного разрешения конфликта. Необходимо немедленно останавливать насилие, так как страдают все.

«Дети, подвергающиеся травле в школе, получают психологические травмы на всю жизнь, — говорит Хломов. — Во взрослом возрасте они испытывают страх, неуверенность в себе, у них часто развиваются психосоматические заболевания. Агрессоры, уверенные, что конфликты можно решать силой, часто становятся правонарушителями. Кстати, 4 из 5 агрессоров сами были свидетелями и жертвами насилия в семье. Они пытаются справиться с душевной болью, унижая других».

По словам учёного, такие ситуации негативно сказываются и на свидетелях. Если ребёнок видит насилие, но боится вмешаться (потому что не хочет стать следующей жертвой), он усваивает урок беспомощности в ситуациях несправедливости и убеждается в безнаказанности тех, кто обладает властью. Впоследствии, когда ребёнка или взрослого бьют, он не кричит и не просит о помощи. Кроме того, игнорирование насилия учит быть циничными и равнодушными к чужим страданиям.

Родителям следует проявлять бдительность по отношению к своему ребёнку. «Если вы замечаете изменения в его поведении, отсутствие друзей в классе, постоянное плохое настроение, отказ ходить в школу или ухудшение успеваемости, важно немедленно разобраться в ситуации — поговорить с ребёнком, классным руководителем, родителями одноклассников, — рекомендует Кирилл Хломов. — Если подтвердится факт травли, обязательно сообщите администрации школы. Желательно привлечь психологов. Важно научить детей останавливать агрессию и разрешать конфликты культурным способом. Можно обсудить с ребёнком возможность перехода в другую школу, но это не решит проблему в классе. Роль жертвы или агрессора могут занять другие дети, так как они не знают иных способов разрешения конфликтов».

Можно ли кричать?

Иногда между учителем и учеником возникает сильная неприязнь. Ребёнок убеждён, что педагог нарочно занижает ему оценки, кричит и унижает его. В конфликт вмешиваются родители.

«Если у ребёнка или его родителей конфликт с конкретным учителем, можно перевести его в другой класс, если все остальные довольны, — говорит председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. — Если же большинство родителей недовольны учителем, следует написать коллективное заявление руководству школы с просьбой заменить педагога. Обычно такие жалобы рассматриваются в пользу детей и родителей».

Советуем прочитать:  Порядок перепланировки нежилого помещения

Мама первоклассника Володи К., считая, что учительница несправедливо кричит на её сына, решила добиться её увольнения. Она попросила ребёнка записывать разговоры учителя и обратилась с этими «доказательствами» в полицию. Однако другие родители встали на защиту педагога.

«Прежде чем начинать конфликты, необходимо разобраться — повышает ли учитель голос, чтобы дети его услышали, или действительно выходит из себя, — считает доцент факультета психологии Российского православного университета святого Иоанна Богослова Надежда Храмова. — Многие дети с раннего возраста привыкли к тому, что родители на них кричат, и не реагируют на спокойные просьбы. Поэтому учителям приходится повышать голос. В целом же детям нравится авторитарный учитель. Такой педагог нужен в начальной школе. Это не значит, что он должен быть злым и деспотичным. Авторитарный учитель помогает детям понять, что от них требуется. Одно дело — унижать и оскорблять ребёнка, другое — призывать к дисциплине. Учителю положена строгость, но она должна сочетаться с любовью к детям».

«Я считаю, что начинать нужно не со скандалов и выяснений отношений, а с формирования у ребёнка уважения к учителю, — говорит мама ученицы 1-го класса Алёна Филиппова. — Нельзя подрывать его авторитет. Мы требуем от педагога идеальности, но забываем, как сами делаем с детьми домашние задания. Всегда ли удаётся объяснить всё спокойно и доступным языком? А если родители скандалят с учителями при детях — чего они добиваются? Чтобы их боялись? Кого? Родителя? Ребёнка? Это формирует неуважение к учителю. А если ребёнок не уважает учителя, то и учиться хорошо не сможет. В начальной школе это проявляется в невыполнении домашних заданий и равнодушии, а в средних классах такой ученик на каждом уроке провоцирует: «А что вы мне сделаете?» И правда, что? Ничего! Так давайте начнём изменения с себя».

Кто из звёзд был трудным ребёнком?

Актриса признаётся, что в детстве была хулиганкой. Пропускала уроки, гуляя до вечера с друзьями, часто дралась, слушала рок-музыку. Во время одной из вечеринок её заметил фотограф Джефф Дюнас и предложил работу в модельном агентстве. Камерон подписала контракт и бросила школу. В 18 лет Диас прошла кастинг на главную роль в комедии «Маска», а после выхода фильма проснулась знаменитой.

Актёр и режиссёр поделился, что ненавидел школьные занятия и прогуливал все предметы, кроме чтения и математики. Его несчастная мать регулярно вызывалась в школу, но не могла справиться с сыном. В отчаянии она позволила ему бросить учёбу. Тарантино устроился билетёром в кинотеатр, а по вечерам посещал актёрские курсы. В то время он начал писать сценарии. Первой известной работой стал триллер «Бешеные псы».

Обладатель двух «Оскаров» и множества других кинонаград был исключён из военной школы за хулиганство и драки. Мать вовремя поняла, что актёрская карьера может спасти её сына. Первые роли в школьных спектаклях показали, что это его призвание. И учёба сразу наладилась.

В школьные годы Энджи одевалась во всё чёрное и рисовала гробики в тетради по математике. Училась она плохо, конфликтовала с преподавателями и совсем не общалась с одноклассниками, которые часто оскорбляли её за необычную внешность. Её даже перевели в специальный класс и заставили заниматься с психотерапевтом. Актриса призналась в интервью, что к 20 годам испробовала почти все виды наркотиков, но вовремя остановилась.

Главный белый рэпер пережил в школе множество ужасов: его часто били и унижали одноклассники. Он провёл 3 года в 9-м классе из-за прогулов и плохих оценок. Однажды, когда его вызвали к доске для ответа по американской конституции, Эминем зачитал рэп с ненормативной лексикой. Он был сразу же исключён без права на подачу апелляции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector