Об авторе: Виктор Павлович Ковалев — почетный радист РФ, эксперт Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ.
В ПРЕДВЫБОРНОЙ борьбе активно эксплуатируется тезис о сокращении срока службы по призыву до шести месяцев, с обучением в учебном центре, по окончании которого желающие могут продолжить службу по контракту. Идея привлекательна, но текущее состояние учебных частей вызывает вопросы.
Подмосковный 65-й межвидовой региональный учебный центр дважды в год выпускает специалистов проводной, радио-, радиорелейной, тропосферной и космической связи из числа срочников и контрактников. Но каков уровень их подготовки?
Материально-техническая база устаревает. Из-за нехватки топлива полноценные полевые выходы с развертыванием аппаратных не проводились почти 10 лет. Офицеры и прапорщики постоянного состава не только не могут передать необходимые практические навыки курсантам, но и сами их утрачивают.
Не секрет, что качество призывного контингента с каждым годом снижается. Сделать за пять с половиной месяцев грамотного специалиста из восемнадцатилетнего юноши с невысоким уровнем образования маловероятно даже для самых талантливых педагогов. Многие офицеры считают целесообразным отменить норму, запрещающую призыв в учебные части лиц с высшим образованием, так как их обучение было бы эффективнее. Однако, нормы, похоже, не влияют на военкоматы. В учебном центре уже привыкли, что часть призывников приходится сразу отправлять в «психушку» или признавать непригодными к обучению по другим основаниям.
Если такие ошибки еще можно объяснить необходимостью любой ценой «делать план», то небрежное отношение работников военкоматов к оформлению допусков к секретной информации не выдерживает никакой критики. Подготовка по ряду специальностей предполагает работу с секретными документами и техникой, но часто у прибывающих курсанты не имеют оформленных допусков. Такие курсанты не могут быть допущены к обучению в полном объеме.
В структуру центра входит и школа прапорщиков (ШП). Право поступления туда имеют те, кто отслужил не менее полутора лет срочной службы — их направляют командиры частей, либо военнослужащие из запаса, набираемые через военкоматы. Казалось бы, здесь должны проявиться преимущества добровольного набора в армию, но на практике количество кандидатов едва покрывает число курсантских мест, поэтому о конкурсном отборе речи не идет. Многие командиры видят в отправке своих подчиненных в школу способ избавиться от нерадивых военнослужащих, направляя их с фальшивыми предписаниями. Часто документы кандидатов не содержат информации о специальностях для обучения. Усердие военкоматов также выходит боком: их работники обещают кандидатам в школу прапорщиков проживание в общежитии, учебные занятия до обеда, высокое денежное содержание, «свободный выход в Москву» и «свободное распределение» после выпуска. Разочарованные реальностью, не совпадающей с ожиданиями, многие предпочитают вернуться домой.
Делать однозначный вывод о том, что в ШП направляют исключительно по принуждению или завлекают пустыми обещаниями, нельзя — «народная тропа» не зарастает. Однако не всегда людей побуждает идти по ней осознанное желание добросовестно служить по контракту в войсках связи.
Прошедшие 1,5 года службы срочники часто стремятся провести оставшиеся шесть месяцев в более комфортных условиях: лучше сидеть за партой, чем ходить в караулы и сталкиваться с тяготами службы. После окончания обучения такие курсанты разрывают контракты и возвращаются домой. Понятно, что овладеть специальностью они и не пытаются. Однако для некоторых курсантов даже учеба становится тяжелым бременем: они опускаются, злоупотребляют алкоголем и проводят время в лазарете. Для значительного числа курсантов цель — получить звание «прапорщик». Завершив обучение и получив заветные звезды, они забывают о подготовке связистов и продолжают службу на более выгодных должностях начальников складов, столовых и даже бань. Погоны прапорщика становятся дополнительным шансом после увольнения из армии устроиться в органы внутренних дел. Некоторых курсантов ШП привлекает возможность распределиться в горячие точки и заработать деньги. Некоторые из них уже участвовали в боевых действиях в Чечне и Таджикистане. Однако с изменением порядка выплат за участие в боевых действиях и переходом к постоянному комплектованию 42 мсд количество таких «солдат удачи» уменьшилось.
Курсантами движет не только желание наживы. Для многих, особенно из глубинки, где работа за тысячу рублей — удача, школа прапорщиков и дальнейшая служба по контракту кажутся единственным шансом найти место под солнцем. Это подтверждает курьезный случай: в прошлом году курсантка — а обучение проходят и женщины — после успешной сдачи выпускного зачета по физподготовке была направлена в роддом (!). Она предпочла пробежать кросс на восьмом месяце беременности, чем быть отчисленной. Нередко восстанавливаются из запаса те, кому уже за 30, но одного желания учиться мало — способности не всегда позволяют стать хорошими специалистами. Впрочем, встречаются и маргинальные элементы — те, кто скрывается от алиментов, долгов и уголовного преследования.
Но нестойкая мотивация и низкие морально-деловые качества — это только часть проблемы. Даже если ужесточить отбор и повысить заинтересованность кандидатов в обучении, все равно останутся проблемы, связанные с организацией учебного процесса.
Комментарии для элемента не найдены.
Комментарии для элемента не найдены.