Согласно данному аяту, брак определен как особый союз между мужчиной и женщиной, в котором они находят спокойствие, любовь и уважение. Однако, к сожалению, брак не всегда устойчив к трудностям, которые возникают в различных ситуациях жизни.
Хотя разрыв супружеских отношений в исламе допустим, это считается одним из самых нежелательных действий, хотя и попадает в категорию «халяль» — разрешенных. В качестве подтверждения можно привести слова Заключительного посланника Всевышнего (мир ему): «Создатель не любит прежде всего развод, хотя Он дал людям разрешение» (сообщают Ибн Маджа, Абу Дауд, аль-Хаким).
Процедура развода у мусульман основана на правилах Шариата, которые были извлечены из Священного Корана и Пророка Мухаммада (мир ему). Этот процесс обладает гибкостью, позволяющей мужчине и женщине тщательно обдумать свое решение о разрыве брака и в случае желания изменить ситуацию, возобновив брачные отношения.
Разлука между супругами
Формальный начало процесса расторжения брака происходит, когда муж произносит слова «талак», «ты разведена» или «я развожусь с тобой». Перед окончательным разрывом отношений между супругами происходят несколько стадий, которые в определенной степени отражают нежелание разрывать семейные узы: первый незаконченный развод, второй незаконченный развод и третий развод, который окончательно завершает брачные отношения пары.
У мужчин есть право инициировать развод, однако он должен следовать определенным правилам, которые, если нарушены, дают жене основание оспорить его решение.
2. Разделение брака возникает из-за недостойного поведения жены по отношению к мужу, его родным и родственникам, а также из-за ее сексуальных связей с другими мужчинами. Таково утверждение большинства исследователей. Однако, произнесение слов о разводе мужем без серьезной причины также может привести к расторжению брака. В этом случае муж становится виновным. Он обязан доплатить свадебный подарок (махр), если его не было выплачено до развода, отдать все имущество бывшей жене и оказывать ей помощь в течение следующих трех месяцев.
Время, когда мужчина может прекратить свой брак, называется «тухр». В это время жена должна быть в состоянии чистоты, то есть не должно быть полового сношения. Все богословы согласны в том, что муж не имеет права расстаться со своей женой после родов и во время её менструации. Также нельзя разводиться, когда женщина уже прошла свои месячные, но уже произошёл сексуальный контакт между супругами. Эти ограничения основаны на словах Пророка Мухаммада, записанных в хадисах имама Бухари.
Однажды Милость всех миров (мир ему) узнал, что сын Умара (да будет доволен им Аллах) решил развестись со своей женой, находящейся в период хайды. В ответ на это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал ему отменить свои первоначальные слова и вернуть жену. Было дано разрешение на развод только после окончания месячных, а затем еще одно. Более того, в этот святой период мужчина, желающий развестись с женой, не должен был заниматься с ней сексом. Такая продолжительная временная зона, очевидно, была предоставлена, чтобы мужчина мог тщательно обдумать последствия своего желания развестись. Возможно, это решение было вызвано поспешными выводами или просто вспыльчивостью.
Однако, если глава семьи остается при своем решении и не отменяет произнесенные слова, развод все равно считается совершившимся. Таким образом, это первый развод незавершенного характера. После этого мужчина и женщина продолжают жить вместе как семья, если в течение трех месяцев оба осознают важность и необходимость совместной жизни и вновь воссоединяются. Однако теперь муж имеет два варианта повторно инициировать развод — промежуточный второй и окончательный третий. Почти все мусульманские ученые придерживаются позиции, что последующие слова развода должны быть произнесены не одновременно, а в отдельные «чистые периоды».
Некоторые особенности разговора.
- Если мужчина решает разрушить свою семью путем проведения трех одновременных разводов, то некоторые богословы считают все три развода действительными. Это мнение разделяют представители всех четырех суннитских богословско-правовых школ. Однако, некоторые шиитские алимы не считают такой развод правильным и действительным. Есть также третья точка зрения, согласно которой тройной развод, произнесенный одновременно, рассматривается как один.
- Если через три месяца после первого или второго развода супружеская пара примет решение о воссоединении, им предстоит повторить церемонию бракосочетания (никах) и мужчине необходимо будет выплатить супруге махр.
- Если супруги прошли все три стадии, то они могут вступить в повторный брак только после того, как женщина выйдет замуж за другого мужчину и разведется с ним. Это правило основано на аяте из суры «Бакара» в Коране.
Если муж разлучился с женой в третий раз, ему будет запрещено вступать в брак с ней, пока она не выйдет замуж за кого-то другого. И если этот новый муж также разлучится с ней, то они смогут воссоединиться без нарушения предписаний Аллаха, веря в то, что смогут соблюсти эти ограничения. Таковы предписания Высшего существа. Он излагает их для людей, которые обладают знанием.
Удивительно, что во время развода супруга обязуется обеспечить свою бывшую жену всеми необходимыми благами, такими как пища, жилье и одежда. Кроме того, в этот период половая близость между ними запрещена, как мы уже упомянули ранее. Ребёнок, рожденный от бывшей супруги, остается ее ребенком в легальном смысле. Однако до возраста от пяти до семи лет, матери принадлежит право на его воспитание.
Вам понравился данный контент? Распространите его среди своих близких по вере, и ожидайте вознаграждения!
Развод: разрешен или нежелателен?
Призываю величие Всемогущего Бога, Щедрого и Сострадательного.
Согласно принципам Ислама, развод рассматривается как допустимое действие и на этом вопросе нет разногласий среди ученых. В Священном Коране Аллах говорит: «Вам не будет греха, если вы разведетесь с женщинами, не касаясь их и не устанавливая обязательного даяния (приданого)» (сура аль-Бакара 2:236).
Между учеными возникло разногласие: одна группа считала, что развод не является ни чем порицаемым, даже если он происходит без причины, в то время как другие ученые полагали, что развод, хотя и допустимый, всё же осуждаем в своей сути. Также существовала третья группа ученых, которая придерживалась мнения, что развод без причины является харам, как это было передано от Кады ‘Ийяда. См. «аль-Мугъни» 8/235.
Если говорить о том, когда развод запрещен, то речь идет о тех случаях, когда пара решает развестись без оснований, несостоятельных причин. Однако, если возникают убедительные основания, то развод может быть вполне желательным и даже необходимым, например, когда супруги систематически не уважают и не соблюдают права друг друга.
Более обоснованным считается мнение тех ученых, которые призывают не расставаться, если нет серьезных оснований для этого. Вот что они говорят.
Во-первых, нетоссичный разрыв отношений наносит ущерб женщине, что противоречит принципам шариата, запрещающим причинение вреда. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) учил: «Не наносите вреда себе и другим!» (Ибн Маджах 2340, подтверждено надежными источниками).
Ислам категорически запрещает женщине требовать развода от мужа без весомой причины! Возможно, женщина, обратившаяся к Пророку Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), спросила о разводе без достаточной основы, и на это Пророк ответил: «Любая женщина, попросившая развод от мужа без серьезной причины, лишится возможности ощущать запах Рая!» (Абу Дауд 2226, ат-Тирмизи 1187, достоверный источник).
Из данного хадиса можно сделать вывод, что если бы был допустим развод без уважительной причины, то шариат не предостерег бы женщину с таким строгим предупреждением!
В-третьих, согласно шариату, категорически запрещается вмешиваться в разводные дела и тот, кто это делает, считается грешником. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах) сказал: «Тот, кто подстрекает жену против мужа или раба против хозяина, не является одним из нас!» (Абу Дауд, аль-Хаким, достоверно). Такие хадисы, где говорится «не является одним из нас», указывают на серьезность этого греха.
Иблис ощущает радость от развода, но не может испытывать радости от благих и дозволенных вещей. Джабир рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Иблис установил свой трон над водой и направляет свою армию. Самый лояльный воин приходит ближе к нему и вызывает больше смятения. Некто приходит и говорит: «Я сделал все эти дела». Иблис отвечает: «Ты ничего не сделал!» Затем другой приходит и говорит: «Я не покидал человека, пока не разлучил его с его женой». Тогда Иблис приближает его и говорит: «Ты самый лучший!» (Муслим 2813).
Кады Ийяд выразил мнение о том, что развод следует рассматривать серьезно, поскольку он может причинить вред и стать большим грехом для тех, кто в этом участвует. Он указал на то, что развод разрывает связи, которые Аллах приказал объединять, разрывает семью, хотя Аллах вложил в нее милость и любовь, разрушает основанный на Исламе семейный очаг и способствует легкомысленным ссорам. Это подтверждается в книге «Икмаль аль-му’лим» (том 8, страница 349).
Один известный исламский ученый Шейх Ибн ‘Усаймин рассказывал историю, которую, по его словам, передал пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Пророк, по его утверждению, сказал, что самая ненавистная вещь для Аллаха из всего, что Он разрешил, — это развод. Однако этот хадис является недостоверным по источнику, но его смысл все равно верен! Высший Аллах не любит развод, но не запрещает его ради облегчения для Своих рабов. Если есть серьезная причина или законная основа для развода, то он становится допустимым. Например, если жизнь с определенной женщиной ведет к нарушению шариата и нет другого пути к решению проблемы, кроме развода, то следует развестись. Однако если развод происходит без серьезной причины (будь то религиозная или социальная), то лучше воздержаться от развода. Более того, такой развод будет осуждаемым действием (см. «аль-Баб аль-мафтух» №55).
Известно всем, что развод оскорбляет и ранимо сердца женщин, и если в семье есть дети, то он неизбежно приводит к разрушению брачного союза! Поэтому нельзя принимать этот вопрос на легкий плечи. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 3/260.