Что же такое «карманное» вето

Законопроекты, принятые и одобренные Государственной Думой РФ, рассматриваются Советом Федерации и затем подписываются Президентом. Если Президент воспользуется правом вето, то закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Для преодоления вето Президента РФ необходимо, чтобы за закон в ранее принятой редакции проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. После этого Президент РФ обязан подписать закон в недельный срок. Конституция Российской Федерации, ст. 107 [7][4].

Президент Б. Н. Ельцин часто пользовался правом вето: с 1996 по 2000 год было отклонено 273 закона. С 2000 по 2003 год вето налагалось 36 раз. В 38 % случаев ветирования в 1996—2004 году Дума успешно преодолевала вето [8].

В 2010-е годы президент Владимир Путин использовал право вето редко. С 2012 по июнь 2021 года Путин воспользовался правом вето всего 3 раза [9].

Ссылки на внешние ресурсы

Словари и энциклопедии

  • Большая норвежская
  • Брокгауза и Ефрона
  • В библиографических каталогах
  • BNF: GND: NDL: NKC: Источник — ru.ruwiki.ru/w/index.php?title=Вето&oldid=126672692
  • Конституционное право
  • Рувики: Cite web (не указан язык)

К 80. Вето Президента РФ и порядок его преодоления

Законодательный процесс представляет собой определенную последовательность действий, состоящую из ряда этапов, именуемых стадиями законодательного процесса. В конституционно-правовой литературе выделяют следующие стадии:

1. Внесение законопроекта (стадия реализации права законодательной инициативы) в Государственную Думу.

2. Предварительное рассмотрение законопроекта в комитетах и комиссиях Государственной Думы.

3. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе.

4. Принятие закона Государственной Думой.

5. Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации.

6. Подписание и обнародование (опубликование) принятого закона.

Кроме того, выделяется еще особая стадия — преодоление разногласий между палатами Федерального Собрания, а также между парламентом и Президентом.

Начинается законодательный процесс с внесения законопроекта на рассмотрение парламента, т. е. с реализации права законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы — это закрепленное конституцией правомочие (возможность) по внесению проекта закона на рассмотрение законодательного органа, корреспондирующее с обязанностью этого органа рассмотреть этот проект и принять по нему решение.

Решение по проекту может носить и отрицательный характер, т. е. законопроект может быть отклонен, но он обязательно должен быть рассмотрен — в этом смысл данного права.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы в Российской Федерации обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Последние три субъекта обладают специфическим правом законодательной инициативы — они могут вносить законопроекты только по вопросам, отнесенным к их ведению.

Все законопроекты вносятся в Государственную Думу, при этом законопроекты, связанные с расходами федерального бюджета (о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и т. п.), вносятся только при наличии заключения Правительства РФ.

Когда законопроект вносится в парламент, он включается в план законотворческих работ и направляется в одну из постоянных парламентских комиссий или специально созданную для работы над этим проектом комиссию. Сначала проект рассматривается в этих комиссиях с участием специалистов. Законопроект готовится к обсуждению на пленарном заседании Государственной Думы, что является второй стадией законодательного процесса. Третья стадия заключается в рассмотрении законопроекта на пленарном заседании палаты. Законопроект проходит три чтения. В первом чтении обсуждаются его концепция, соответствие Конституции РФ, актуальность и социальная значимость. Во втором чтении рассматриваются и принимаются или отклоняются поправки к законопроекту. В третьем чтении проект становится законом, если его поддерживает большинство депутатов, то есть минимум 226 голосов. Таким образом, третье чтение совпадает со стадией принятия закона.

Советуем прочитать:  Содержание и правила награждения ордена "За заслуги перед Отечеством"

Принятый закон в течение пяти дней передается в Совет Федерации, который должен рассмотреть его в течение четырнадцати дней. Если за этот период закон не был рассмотрен Советом Федерации, он считается одобренным этой палатой и направляется Президенту для подписания. Однако, согласно статье 106, обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета, налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы, а также войны и мира.

Совет Федерации может вернуть закон в Государственную Думу со своими замечаниями. В случае разногласий между палатами может быть создана согласительная комиссия из представителей обеих палат, которая разработает приемлемый для всех вариант текста. Либо Государственная Дума может снова принять закон в первоначальной редакции большинством в две трети голосов. В таком случае закон считается принятым и направляется на подпись Президенту РФ, что является следующей стадией законодательного процесса.

Президент в течение четырнадцати дней может подписать и обнародовать закон или вернуть его в Государственную Думу со своими замечаниями. В последнем случае считается, что Президент наложил вето.

Вето Президента носит отлагательный характер и может быть преодолено повторным голосованием по закону в его первоначальной редакции большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае Президент РФ в течение семи дней должен подписать и обнародовать закон. Для преодоления разногласий может быть создана согласительная комиссия из представителей обеих палат и Президента РФ.

Подписанный Президентом РФ федеральный закон публикуется и вступает в силу в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ от 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», который уже был рассмотрен ранее.

Президент обладает правом отлагательного вето (статья 107 Конституции). Он может наложить вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети голосов каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен быть или отклонен, или вступить в силу. Право на отклонение законов (вето) отличается от права на возвращение принятого палатами закона, если Президент видит в процессе его принятия или одобрения нарушение конституционных условий и процедур. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 года подтвердил это право Президента, исходя из его роли как гаранта Конституции РФ.

При отклонении федерального закона мотивы решения Президента должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания. Президент многократно использовал право вето, в основном по мотивам несоответствия норм принятых законов положениям и принципам Конституции, а также нарушений этими законами прав и свобод человека и гражданина.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 года по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции, Президент как гарант Конституции имеет право вернуть федеральный закон в случае нарушения установленного порядка его принятия, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и сам факт принятия закона. В этом случае федеральный закон не может считаться принятым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания не является отклонением в смысле части 3 статьи 107 Конституции. На этом основании Президент возвращал в палаты ряд актов.

Советуем прочитать:  Как действовать при повреждении чужого имущества: безопасные способы решения проблемы

На федеральные конституционные законы право отлагательного вето Президента Российской Федерации не распространяется.

Право вето Президента в законодательном процессе Российской Федерации

Сидоров, Е. С. Право вето Президента в законодательном процессе Российской Федерации / Е. С. Сидоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 337-338. — URL: moluch.ru/archive/338/75672/ (дата обращения: 26.05.2024).

В статье анализируются вопросы реализации Президентом РФ права вето как формы участия в законодательном процессе. Рассматриваются проблемы использования Президентом РФ возможности отклонения федерального закона. Описываются способы устранения правовой неопределенности в осуществлении Президентом РФ права отлагательного вето.

Президент РФ занимает значимое место в системе органов государственной власти РФ, выступая как гарант Конституции РФ, а также прав и свобод человека и гражданина. Для достижения этой цели Президент РФ может использовать конституционный механизм отклонения федерального закона.

В доктрине конституционного права ученые многократно обращались к проблеме реализации вето Президента РФ. Профессор Ю. А. Тихомиров рассматривает возможность реализации права вето Президентом РФ как систему правил, предназначенных и используемых для познавательно-логического и нормативно-структурного анализа правового материала и текста закона. [1, с. 1] Право вето Президента РФ является конституционным средством проверки закона, принятого Парламентом РФ, а также одной из форм участия главы государства в законодательном процессе РФ. А. А. Котенков считает, что наделение Президента РФ возможностью возвращать принятые законы без рассмотрения, если он считает, что при их принятии были нарушены процедурные правила, основано на том, что Президент РФ, как гарант Конституции РФ, не должен мириться с тем, что парламентарии нарушают установленные правила принятия закона. [2, с. 1] Однако, в практической деятельности Президента РФ существуют определенные конституционные проблемы реализации данного права Президента РФ. Важно отметить, что право вето Президента возможно только в правовом демократическом государстве при наличии системы сдержек и противовесов. Юридическое оформление права отклонения Президентом РФ федеральных законов закреплено в части 3 статьи 107 Конституции РФ. Глава государства может воспользоваться правом отклонить закон в течение 14 дней с момента поступления для подписания и обнародования Президентом РФ. [3, с. 2] Однако, в законодательстве РФ не предусмотрена форма правового документа, которым Президент РФ может отклонить федеральный закон. Правовая неопределенность использования Президентом РФ права отклонить закон может возникнуть при реализации такого конституционного полномочия, так как юридически не указаны мотивы и основания отклонения федерального закона главой государства. Следует отметить, что конституционные нормы не содержат перечня обстоятельств, при наличии которых Президент может применять право вето. [4, c. 2]

Важно подчеркнуть, что конституционный срок для реализации права отлагательного вето Президента РФ составляет 14 дней с момента поступления федерального закона. Однако, в Конституции РФ отсутствуют пояснения относительно возможности продления этого срока в случае отрешения Президента от должности, как указано в ст. 93 Конституции РФ. Неурегулированным остается вопрос о праве отклонения федерального закона Председателем Правительства РФ, временно исполняющим обязанности Президента РФ, если глава государства не может выполнять свои конституционные полномочия. Анализируя ст. 107 Конституции РФ, можно отметить, что эти пробелы создают правовую неопределенность в процессе применения права вето Президента РФ. Кроме того, Конституция РФ предусматривает возможность обращения Президента РФ в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального закона. Этот конституционный механизм носит превентивный характер и предназначен для предотвращения принятия федерального закона, противоречащего основному закону страны. На время рассмотрения запроса Президента РФ, срок для подписания федерального закона приостанавливается.

Советуем прочитать:  Процедура возврата денег за подписку Okko

По вопросу использования права отклонения федерального закона Президентом РФ, свою правовую позицию изложил Конституционный Суд РФ в постановлении от 26 апреля 1996 г., где отклонение федерального закона Президентом РФ обозначает его решение об отказе в подписании закона с указанием причин отказа. [5, c. 3] Президент РФ также может вернуть федеральный закон в соответствующую палату Федерального Собрания РФ, указав конкретные нарушения в законе. Таким образом, в процессе реализации права отклонить федеральный закон, Президент РФ должен изложить не только причины отказа, но и указать выявленные недостатки.

Отклонение федерального закона Президентом РФ обычно оформляется в виде специального письма. В практической деятельности в таких письмах Президент РФ высказывает предложения по совершенствованию поступивших к нему законов. В юридической науке остается открытым вопрос о содержании документа, которым Президент РФ реализует право отклонения федерального закона. По моему мнению, необходимо внести изменения в законодательство РФ, указав, что Президент РФ при реализации права отклонить федеральный закон оформляет свое решение в форме заключения, в котором должны быть изложены причины решения и указаны недостатки в законе, а также позиция Президента РФ по рассматриваемому закону.

Следует отметить, что в России Президент РФ обладает правом отлагательного вето, то есть при отклонении федерального закона, если при повторном рассмотрении он будет принят квалифицированным большинством депутатов Государственной Думы и сенаторов Совета Федерации, Президент обязан в течение 7 дней подписать федеральный закон. Это законодательное положение обеспечивает баланс разделения властей в системе государственной власти РФ.

Необходимо внести изменения в законодательство РФ относительно возможности использования права отклонения федерального закона Председателем Правительства в случае неспособности Президента РФ исполнять свои конституционные полномочия. Также следует урегулировать вопрос о конституционном сроке использования права вето Президентом РФ, а именно, возможности его продления на период выдвижения обвинения против Президента РФ в порядке, предусмотренном ст. 93 Конституции РФ.

Таким образом, право Президента РФ на отклонение федерального закона служит главным образом для предотвращения принятия федерального закона, содержащего определенные недостатки или нарушения, и является конституционным механизмом системы сдержек и противовесов в правовом государстве.

  1. Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2000. С. 128.
  2. Котенков А. А. На чем основано право Президента РФ возвращать принятый федеральный закон без рассмотрения // Журнал российского права. 1997. № 11. С. 78.
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  4. Ширяев Ю. Е. Вето Президента России в федеральном законодательном процессе // Вестник СПб МВД России. 2006. № 2. С. 236.
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 26 апреля 1996 г. № 10 П // по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ. Собрание законодательства РФ. 1996. № 18. Ст. 2253.

Ключевые термины (генерируются автоматически): Президент Российской Федерации, Россия, Конституция Российской Федерации, президентское вето, гарант Конституции, законодательный процесс, конституционный срок действия, Конституционный Суд РФ, момент поступления, отлагательное вето.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector